00:54 

Приветствия ПЧам? Приветствия ПЧам.

Артемис Энтрери
Да! Я много убивал. Но это была цель. // А как иначе? Либо ты, а либо вот тебя. // И вроде не страдал, когда под мой прицел // Случайно попадали, революций не любя. (с) Монгол Шуудан
Elizabetha, maskarad pluton, MaySarass Yuno Fernandes, приветствую.
Сегодня в нашей программе - торпедный катер Д-3, основной торпедный катер РККФ и СФ в годы Второй мировой.
Само его появление - результат осознания того, что на море решает не только скорость. Его предшественником был катер Г-5 - цельнометаллический "водный самолет", построенный самим Туполевым, и больше походивший именно что на самолет. Неудивительно - ведь основой для разработки послужил поплавок экспериментального ТБ-1А - попытки поставить бомбардировщик на поплавки. Плюсы были несомненны - легкий, очень прочный и чудовищно быстрый катер - рекордная скорость, выжатая на вылизанных авиадвигателях АМ-34ФН, которым вернули обычно снимаемые нагнетатели, составила впечатляющие 62 узла - без малого 115 км/ч, на уровне самолета По-2. Он не плыл - он буквально летел над водой, опираясь на два редана, погруженный винт и концы перьев рулей. С полной нагрузкой из двух без малого двухтонных торпед и с полными баками катер на серийных моторах давал 50 узлов. Но... Расплатой за столь выдающиеся скоростные качества стала никакая мореходность - специфические обводы не позволяли "взлететь" на волну, катер "протыкал" водяной горб, и вода захлестывала открытую рубку, и, что более критично - воздухозаборники двигателей. Обладая прекрасной грузоподъемностью, катер мог возить только уран, свинец или золото - места внутри практически не было, два мотора с периферией, баки и места для экипажа съедали практически весь полезный объем. Вдобавок, на выпуклой палубе катера не могло удержаться ничто, кроме льда. До кучи, выстрелить из торпедных аппаратов он мог только на скорости - иначе торпеда вместо противника попадала в сам катер. Торпедировать самого себя - что может быть обиднее... В общем, воевать катер мог только в штиль.
Командирам флота эта ситуация, конечно же, не нравилась, и они продавили разработку более крупного и мореходного катера. Сначала планировалось Г-5 попросту линейно увеличить. Теоретически, это позволяло поднять мореходность и вместимость, но тут взвыли двигателисты. Закон квадрата-куба неумолим, для сохранения прежней тяговооруженности катеру требовалось ВОСЕМЬ авиадвигателей. А поскольку синхронизировать моторы для работы на один вал тогда ещё толком никто не умел (забегая вперед скажу - до появления впрысковых моторов - и не научились), задница катера, получившего обозначение Г-8, начинала напоминать ежика - восемь моторвалов, восемь винтов. Как дирижировать этим "оркестром", чтобы катер шел прямо, а не "вилял как маркитантская лодка" (с) Израэль Хендс - никто толком не знал. Ну не ставить же восемь человек вручную регулировать тягу? В общем, осетра решили урезать, установив потолок в три мотора. А затем осетра урезали ещё раз, заявив, что придется пользоваться не форсированными ГАМ-34ФН в 1200 лошадок, а урезанными ГАМ-34ВС, собиравшихся из не прошедших ОТК частей для АМ-34ФН, которые шли на самолеты. "Васьки", как звали их на флоте, выдавали всего 750 л.с. Трехмоторная версия Г-6 вышла на испытания - и закономерно их провалила. Мореходность прибавилась совсем на чуть-чуть, теперь катер мог худо-бедно ползти при трехбалльном волнении, зато упала скорость, всего 45 узлов, вырос расход горючего и не прибавилось боеспособности. В общем, понадобилось строить принципиально новый катер.
То, что в итоге предложили ленинградцы, выглядело жутким регрессом - новый катер был цельнодеревянным и по сути - килевым, выход на глиссирование обеспечивался формой днища. Скорость удалось развить всего лишь в 37 узлов, но для прибавившего в массе более чем вдвое (32 тонны против 15 у Г-5), при упавшей на 150 л.с. мощности - это было достижение. Корпус был двухслойным - внешний борт из лиственницы, внутренний - из сосны, днище - трехслойное, с двумя сосновыми слоями. Неожиданным плюсом использования сосны оказался "эффект саморемонта" - небольшие пробоины затягивались сами, из-за разбухающей в воде сосны. Полностью переделали торпедные аппараты - вместо газосбросовых, попросту выталкивавших торпеду хвостом вперед за корму (почему и нельзя было стрелять с места или малого хода с Г-5 - выпихнутая за корму торпеда догоняла катер и происходил большой бабах) применили бугельные, выдвигавшие торпеду вперед и вбок, что позволило стрелять хоть с места и впервые в отечественном катеростроении - залпом. Кроме того, катер оснастили двумя пулеметами ДШК - одним на носу, одним на рубке.
Катер приняли на вооружение.
В войну катера, получившие индекс ТК/ТКА, вступили с первых дней. Ключевая их роль была на Севере - туда успели передать семь катеров. Достаточно быстрые, малозаметные, живучие - они стали едва ли не основой ударных сил флота. Кроме охоты на вражеские транспорты - они возили десант, депеши, высаживали разведчиков, сопровождали конвои в Архангельск, охотились на вражеские подлодки, для чего в полевых условиях на них монтировался примитивный сбрасыватель глубинных бомб, и даже служили морскими постами службы ВНОС. Очень быстро стало ясно, что двух тяжелых пулеметов для самообороны катеру недостаточно. Их стали заменять либо на пушки ШВАК, либо на спарки лендлизовских пулеметов Браунинг. Этого уже было достаточно, чтобы отогнать наглого "месса" или "лаптежника", а более крупные самолеты попасть по юркому катеру бомбой просто не могли. Вдобавок - катер было не так-то просто утопить. ТК-209 в одном из боев получил 320 (!!!) пробоин, но остался на плаву, да ещё и ухитрился сбить одного из нападавших.
Главным минусом "первой" серии была недостаточная скорость, обусловленная маломощными двигателями. Когда после прорыва блокады Ленинграда встал вопрос о восстановлении производства Д-3, выяснилось, что АМ-34ФН, из некондиционных запчастей которого собирали ГАМ-34ВС уже не производились, а подходящие АМ-38 все шли на Ил-2, и их никто не выделил бы для катеров. Выход нашелся благодаря лендлизу. В Союз везли старые, но надежные компрессорные Паккард 4М-2500, как раз для малых судов. Вот их-то и поставили. Мощность катера выросла сразу до 3600 л.с., максимальная скорость составила пятьдесят узлов. Под такую пьянку заменили моторы и на первой серии - за три года боевой эксплуатации рассчитанные на 150 моточасов от капремонта до капремонта старички ГАМ-34ВС уже едва держались, переживая седьмой-восьмой капремонт и выдавая 600-650 сил.
Звездным часом Д-3 стал десант в Лиинахамари. Легкие, быстрые, верткие, катера прорвались в бухту и высадили десант. В головном ТКА-114 немцы наделали 200+ дыр, перебили рули, но управляясь только тягой двигателей, катер мало того что дошел до берега и высадил десант - он ещё и смог вырваться из бухты и самостоятельно дойти до порта.
До наших дней сохранился только один ТКА - ТКА-12, катер командира 1 отдельного дивизиона торпедных катеров Александра Осиповича Шабалина, установленный на вечной стоянке на площади Мужества в Североморске.

@темы: Мои преведствия, медведы., Техническое

URL
Комментарии
2018-11-16 в 07:29 

maskarad pluton
Рыбодебил как дао. Элитный боевой хомячок Шу-куна! Со сковородкой! Режим Хатико активирован!
Ух ты, какой интересный экскурс в историю катеростроения! Спасибо, было интересно!)))

2018-11-16 в 09:28 

Elizabetha
À toutes les gloires de la France!
Спасибо, очень впечатляет. :)

2018-11-16 в 19:12 

MaySarass
Smoke mid every day
Здравия вам, маршал *отсалютовал*
В военной технике очень сильно не разбираюсь, посему спасибо за экскурс :)

2018-12-25 в 23:11 

Yuno Fernandes
Ты что, будешь падать от каждого удара топором в спину? ©
Я бывшая qwerty~. Хочу просто позырить на дуала.

     

Очерки несостоявшегося киллмена

главная