Да! Я много убивал. Но это была цель. // А как иначе? Либо ты, а либо вот тебя. // И вроде не страдал, когда под мой прицел // Случайно попадали, революций не любя. (с) Монгол Шуудан
Сразу оговорюсь - возможно, то что я описываю - лишь плод фантазий. Возможно, этого проекта никогда не существовало, а то, что удалось нарыть мне на просторах интернета и в библиотеках - лишь феерическая мистификация. Но мне хочется верить, что где-то лежат под сукном чертежи этого монстра, и когда-нибудь мир увидит его стартующим.
Итак.
Отмена лунного комплекса Н-1 была связна с двумя факторами - его запредельной стоимостью и запредельной же ненадежностью. Ни в одном из четырех пробных пусков не удалось дотянуть даже до разделения ступеней. Вдобавок, испытания летным методом - то есть пусками полноразмерных ракет - были запредельно дороги. Из-за специфического устройства советской экономики деньги на ракеты были - а на испытательные стенды - нет. Но была ещё одна проблема. Даже 110 старт Байконура для ракеты подобного класса (2630 тонн в трехступенчатой конфигурации и 2710 тонн в пятиступенчатой) был слишком легким. Для справки, самая мощная советская ракета-носитель (далее - РН) "Энергия" весила 2400 тонн. В итоге приходилось сильно извращаться как с конструкцией РН (чтобы РН не сложилась под собственным же весом - к старту ракету не подвесишь,слишком тяжелая, и не раздавила при этом старт), так и с режимами старта - чтобы удар двигателей не разнес старт на восемь ветров. В итоге Н-1 была конструктивно ослаблена в целях облегчения, а многие системы имели лишь двукратное дублирование, а то и не имели его вовсе. Итог - четыре катастрофы подряд и закрытие проекта в 1974 году.
Но ещё в 1962 году на баллистической ракете Р-21 был успешно отработан подводный старт. Внезапно выяснилось, что ЖРД по большому счёту всё равно, окружает его сопла вода или воздух. И тогда в чью-то светлую голову пришла потрясающая идея - сверхтяжелая РН с подводным стартом. Плюсы были очевидны - плотность РН меньше плотности воды, так что утонуть она не может. Вдобавок - не надо строить сверхдорогой старт для супертяжа - большую часть функций старта выполнит океан, а непосредственно стартовый стол можно сделать вообще одноразовым - пусть его при старте тупо запихивает поглубже в океан. Вдобавок - стартовать можно откуда угодно, хоть с экватора, где условия для старта всегда лучше. Вдобавок - начисто исчезает лимит веса РН - ведь на земле до старта РН опирается частично непосредственно на стол, частично на технологические фермы (башни), которые перед стартом надо разводить - и, как следовательно, есть лимит нагрузки, приходящийся на шарнир развода, да и стол имеет свой предел прочности. В воде РН поддерживается силой Архимеда, её-то разводить никуда не надо, и предела прочности у неё тоже как-то не наблюдается. В итоге РН можно делать а) очень прочной, б) практически неограниченных размеров. Хватило бы только мощности двигателям первой ступени РН её поднять.
Требовался мощный двигатель. Уже шли первые разработки того, что в будущем станет РД-170 (740 тс при собственном весе менее 10 тонн), заканчивал доводку НК-33, пусть далеко не такой мощный (всего 154 тс) - но надежный и легкий (1300кг), и вдобавок, изначально заточенный под работу в "пакете". И на фоне всего этого был предложен проект "Тетис". Трех-пятиступенчатый комплекс колоссальных размеров. Первая ступень проектировалась 23 метра в диаметре и 123 метра в длину - только первая ступень превышала в длину самую мощную РН в истории "Сатурн-5" (110м) и была почти в полтора раза толще её (23 метра против 10.1). Общая длина трехступенчатого комплекса должна была превосходить четверть километра, вес должен был достигать 25-30 тысяч тонн. Пятиступенчатая сборка могла достигать 45-50 тысяч тонн веса - вторая и третья ступени планировались близкими по параметрам к первой, а длина - вплотную приближаться к полукилометру. Отсутствие ограничения на стартовый вес позволяло делать РН из прочных, но тяжелых сплавов. Версия с НК-33 (для первого пуска с тремя ступенями) предполагала около 100 двигателей первой ступени суммарной тягой около 15.5 тысяч тонн тяги, плюс боковые пакетные ускорители ещё на 20 тысяч тонн. Версия с РД-170 - 30 двигателей на 22 тысячи тонн тяги и ещё до 30 тысяч тонн тяги от пакетов. А на чертежных досках уже прорисовывался монструозный РД-150 на 1500 тонн тяги... На низкую орбиту это чудовище даже в трехступенчатой конфигурации было способно выпихнуть до 1500 тонн полезной нагрузки, на геостационар - 450 тонн. То есть за один пуск можно было выпихнуть на орбиту целую спутниковую группировку, готовую орбитальную научную станцию или такую же межпланетную станцию вместе с разгонным блоком.
Планировалось, что РН будут собирать прямо на месте старта, в океане, с специальных транспортных судов, заправлять - с судна-заправщика. В случае резкого ухудшения погоды планировалось попросту притапливать с помощью балласта собранную ракету, превращая её в эдакий мегабуй, которому плохая погода не страшна.
Да, каждый пуск становился бы астрономически дорогим в абсолютных числах. Но в пересчете на килограмм веса на орбите - это был бы самый дешевый носитель всех времен.
Увы, проект зарезали военные. Армейцы требовали от любых космических систем двойного назначения - а такое чудовище применять в боевых действиях невозможно, да и не нужно. Да, одним пуском по баллистической можно было бы вывалить 2500-3000 тонн груза на Америку - можно было хоть кирпичами ракету грузить, такой вес становится оружием сам по себе - но в условиях войны собрать на воде такого монстра никто бы не успел.
В итоге, "Тетис" лег под сукно.
Но я всё же надеюсь, что рано или поздно мы увидим в интернете кадры уходящей в небеса полукилометровой дуры на огненном столбе.
Итак.
Отмена лунного комплекса Н-1 была связна с двумя факторами - его запредельной стоимостью и запредельной же ненадежностью. Ни в одном из четырех пробных пусков не удалось дотянуть даже до разделения ступеней. Вдобавок, испытания летным методом - то есть пусками полноразмерных ракет - были запредельно дороги. Из-за специфического устройства советской экономики деньги на ракеты были - а на испытательные стенды - нет. Но была ещё одна проблема. Даже 110 старт Байконура для ракеты подобного класса (2630 тонн в трехступенчатой конфигурации и 2710 тонн в пятиступенчатой) был слишком легким. Для справки, самая мощная советская ракета-носитель (далее - РН) "Энергия" весила 2400 тонн. В итоге приходилось сильно извращаться как с конструкцией РН (чтобы РН не сложилась под собственным же весом - к старту ракету не подвесишь,слишком тяжелая, и не раздавила при этом старт), так и с режимами старта - чтобы удар двигателей не разнес старт на восемь ветров. В итоге Н-1 была конструктивно ослаблена в целях облегчения, а многие системы имели лишь двукратное дублирование, а то и не имели его вовсе. Итог - четыре катастрофы подряд и закрытие проекта в 1974 году.
Но ещё в 1962 году на баллистической ракете Р-21 был успешно отработан подводный старт. Внезапно выяснилось, что ЖРД по большому счёту всё равно, окружает его сопла вода или воздух. И тогда в чью-то светлую голову пришла потрясающая идея - сверхтяжелая РН с подводным стартом. Плюсы были очевидны - плотность РН меньше плотности воды, так что утонуть она не может. Вдобавок - не надо строить сверхдорогой старт для супертяжа - большую часть функций старта выполнит океан, а непосредственно стартовый стол можно сделать вообще одноразовым - пусть его при старте тупо запихивает поглубже в океан. Вдобавок - стартовать можно откуда угодно, хоть с экватора, где условия для старта всегда лучше. Вдобавок - начисто исчезает лимит веса РН - ведь на земле до старта РН опирается частично непосредственно на стол, частично на технологические фермы (башни), которые перед стартом надо разводить - и, как следовательно, есть лимит нагрузки, приходящийся на шарнир развода, да и стол имеет свой предел прочности. В воде РН поддерживается силой Архимеда, её-то разводить никуда не надо, и предела прочности у неё тоже как-то не наблюдается. В итоге РН можно делать а) очень прочной, б) практически неограниченных размеров. Хватило бы только мощности двигателям первой ступени РН её поднять.
Требовался мощный двигатель. Уже шли первые разработки того, что в будущем станет РД-170 (740 тс при собственном весе менее 10 тонн), заканчивал доводку НК-33, пусть далеко не такой мощный (всего 154 тс) - но надежный и легкий (1300кг), и вдобавок, изначально заточенный под работу в "пакете". И на фоне всего этого был предложен проект "Тетис". Трех-пятиступенчатый комплекс колоссальных размеров. Первая ступень проектировалась 23 метра в диаметре и 123 метра в длину - только первая ступень превышала в длину самую мощную РН в истории "Сатурн-5" (110м) и была почти в полтора раза толще её (23 метра против 10.1). Общая длина трехступенчатого комплекса должна была превосходить четверть километра, вес должен был достигать 25-30 тысяч тонн. Пятиступенчатая сборка могла достигать 45-50 тысяч тонн веса - вторая и третья ступени планировались близкими по параметрам к первой, а длина - вплотную приближаться к полукилометру. Отсутствие ограничения на стартовый вес позволяло делать РН из прочных, но тяжелых сплавов. Версия с НК-33 (для первого пуска с тремя ступенями) предполагала около 100 двигателей первой ступени суммарной тягой около 15.5 тысяч тонн тяги, плюс боковые пакетные ускорители ещё на 20 тысяч тонн. Версия с РД-170 - 30 двигателей на 22 тысячи тонн тяги и ещё до 30 тысяч тонн тяги от пакетов. А на чертежных досках уже прорисовывался монструозный РД-150 на 1500 тонн тяги... На низкую орбиту это чудовище даже в трехступенчатой конфигурации было способно выпихнуть до 1500 тонн полезной нагрузки, на геостационар - 450 тонн. То есть за один пуск можно было выпихнуть на орбиту целую спутниковую группировку, готовую орбитальную научную станцию или такую же межпланетную станцию вместе с разгонным блоком.
Планировалось, что РН будут собирать прямо на месте старта, в океане, с специальных транспортных судов, заправлять - с судна-заправщика. В случае резкого ухудшения погоды планировалось попросту притапливать с помощью балласта собранную ракету, превращая её в эдакий мегабуй, которому плохая погода не страшна.
Да, каждый пуск становился бы астрономически дорогим в абсолютных числах. Но в пересчете на килограмм веса на орбите - это был бы самый дешевый носитель всех времен.
Увы, проект зарезали военные. Армейцы требовали от любых космических систем двойного назначения - а такое чудовище применять в боевых действиях невозможно, да и не нужно. Да, одним пуском по баллистической можно было бы вывалить 2500-3000 тонн груза на Америку - можно было хоть кирпичами ракету грузить, такой вес становится оружием сам по себе - но в условиях войны собрать на воде такого монстра никто бы не успел.
В итоге, "Тетис" лег под сукно.
Но я всё же надеюсь, что рано или поздно мы увидим в интернете кадры уходящей в небеса полукилометровой дуры на огненном столбе.
А на такие дуры керосину не напасёшься.
В пересчёте на килограмм выводимого груза - вполне себе напасешься. В конце концов, кто мешает кислород-водородные движки использовать. У них, ЕМНИП, и мощность выше. И окружающую среду выхлопом не загрязняем.
Да кто бы спорил! И вот для начального этапа освоения дальнего космоса "Тетис", который можно делать по сути многоразовым (НК-33 имеет 14 тысяч секунд наработки на отказ, 10 стартов как минимум, лежащий под сукном РД-150 довести до аналогичного результата тоже возможно), который сравнительно экологически безопасен - на выхлопе у "Тетиса" вода, и при этом базируется на отработанных технологиях - на мой взгляд лучше, чем корабли с ЯСУ. Он окажется дешевле в разработке - ничего принципиально нового, всё отработано тысячами пусков, экологически безопасно (даже в случае полной катастрофы мы не получим "грязный взрыв" на высоте), а если продумать качественную САС - то и полезную нагрузку в случае катастрофы терять не будем.
Использовать в качестве корабля обеспечения судно с ЯСУ. На его борту - криозавод. Пока идет в район пуска - наработает топливо для ракеты.