Да! Я много убивал. Но это была цель. // А как иначе? Либо ты, а либо вот тебя. // И вроде не страдал, когда под мой прицел // Случайно попадали, революций не любя. (с) Монгол Шуудан
Berenyca, курица, курящая кальян, я вас приветствую, хоть и с опозданием. Луна, за тебя я уже знаю, а вот что привело Вас, уважаемая Berenyca?
Сегодня в нашей программе - А6М Зеро. Этот уникальный по своим характеристикам палубный истребитель поступил на вооружение японского флота в 1940 году. Официальное название - "Морской палубный истребитель тип 0", в итоге сами японцы звали его "Рэй-сэн" ("Рэй" - ноль, "сэн" - сокращение от "сэнтоки" - истребитель) или "Зеро-сэн". Американцы, несмотря на официальное наименование "Зик" (от "Иезекииль") тоже звали его просто "Зеро", вкладывая в него мрачноватый смысл - при встрече 1 на 1 - шансов выжить примерно как на выпадение зеро на рулетке. Дело в том, что на 40-41 года Зеро превосходил все, что летало над Тихим океаном, а в мире с ним могли потягаться только Ме-109Е, И-16 тип 28, Як-1 и на высоте - МиГ-3. Объяснялось это множеством факторов. Во первых - он был очень, очень прогрессивен. Ни грамма древесины, массовое применение сплавов, например экстрадюраля, алюминиево-магниевого сплава, который был примерно вдвое легче и на сорок процентов прочнее обычного дюралюминия, современный и совершенный двигатель, идеально вылизанная аэродинамика, крайне удачная конструкция фонаря (её потом попячили американцы для своего F4U), глухо закрывающиеся шасси с широкой колеей - все эти факторы делали Зеро прекрасным воздушным бойцом. Вооружение тоже внушало уважение - две 20мм пушки и два 7.7мм пулемета, причем с хорошим боезапасом, с отличие от американских систем, где пулеметов много, а БК маленький. Ещё одним бонусом Зеро была его фантастическая дальность - Зеро можно было встретить в 1300 км от авианосца, и иметь веские подозрения, что после боя Зеро дойдет до своих. Благодаря таланту японских инженеров, вылизавших Зеро до идеала, его масса составляла всего 1640 кг пустого и 2410 - снаряженного. Взлететь с авианосца он мог при весе в 2800 кг, а рекордный вес при старте с земли - это 4200кг, перегонные полеты через океан. Правда, разбег перегруженному Зеро требовался чудовищный - до полутора км. В 40-41 годах Зеро превосходил одновременно по боевой скорости, скорости виража и вертикальному маневру все имеющиеся на Тихоокеанском ТВД самолеты. То есть от него нельзя было ни увернуться, ни удрать. Хитрые тактические схемы, типа "узора Тэча" требовали соотношения 1 Зеро на 2 американца. Но платой за такие боевые характеристики стала высокая уязвимость. Отсутствие бронеспинки кресла пилота, и непротектированные баки позволяли снять Зеро с неба одним удачным попаданием. Другой ахиллесовой пятой Зеро стал его двигатель Накадзима Сакае 12 мощностью 950 л.с., совершенный и вылизанный, он не имел никаких возможностей для модернизации. И когда американцы, взяв на вооружение принцип "с хорошим мотором и ворота полетят" (c) Туполев, выкатили на театр военных действий таких монстров как Грумман F6F "Хэллкэт", с движком мощностью сначала 2000, а потом 2400 л.с., Корвейр F4U "Корсар" с мотором в 2450 л.с. и чудовищный Локхид Р-38 "Лайтинг" суммарной мощностью почти в 3000 л.с. - Зеро начал проигрывать по тяговооруженности. Модернизировать 12 движок оказалось невозможным, модифицированный путем установки турбонаддува до 1500 л.с. Сакае 15 зачастую клинил ещё в первом вылете - прогорали поршни. Компрессорный 1130 сильный Сакае 21 не стал спасением, модификация А6М3 с ним лишилась феноменальной дальности первых Зеро. А модификация А6М5, с двигателем Сакае 22а мощностью в 1300л.с., призванная уменьшить потери пилотов и оснащенная и бронеспинкой, и бронестеклом, и протектированными баками, перевооруженная на 13.2мм пулеметы и все те же пушки - оказалась неспособной тягаться с новыми истребителями союзников, сохранив летные качества на уровне первых Зеро.
Спешные попытки создать путем глубокой модернизации самолет А7М с 2400 сильным мотором закончились ничем.
Зеро воевал до последнего дня войны. Наряду с Р-38 и Ме-109, это был самолет, выпускавшийся с первого до последнего дня войны.
Известно, что Япония предлагала Германии поменять несколько эскадрилий Зеро на Ме-109, но Гитлер отказался - ему нужны были самолеты для войны с Британией. Как известно, основная масса потерь немецких истребителей в Битве за Британию оказалась связанной с тем, что 109му не хватало топлива вернуться. Будь у Гитлера Зеро - и исход Битвы за Британию мог быть совсем другой. В свою очередь, совершенные и очень быстрые Ме-109 наверняка устроили бы разгром и разнос всему живому, что летало над Тихим океаном.

Сегодня в нашей программе - А6М Зеро. Этот уникальный по своим характеристикам палубный истребитель поступил на вооружение японского флота в 1940 году. Официальное название - "Морской палубный истребитель тип 0", в итоге сами японцы звали его "Рэй-сэн" ("Рэй" - ноль, "сэн" - сокращение от "сэнтоки" - истребитель) или "Зеро-сэн". Американцы, несмотря на официальное наименование "Зик" (от "Иезекииль") тоже звали его просто "Зеро", вкладывая в него мрачноватый смысл - при встрече 1 на 1 - шансов выжить примерно как на выпадение зеро на рулетке. Дело в том, что на 40-41 года Зеро превосходил все, что летало над Тихим океаном, а в мире с ним могли потягаться только Ме-109Е, И-16 тип 28, Як-1 и на высоте - МиГ-3. Объяснялось это множеством факторов. Во первых - он был очень, очень прогрессивен. Ни грамма древесины, массовое применение сплавов, например экстрадюраля, алюминиево-магниевого сплава, который был примерно вдвое легче и на сорок процентов прочнее обычного дюралюминия, современный и совершенный двигатель, идеально вылизанная аэродинамика, крайне удачная конструкция фонаря (её потом попячили американцы для своего F4U), глухо закрывающиеся шасси с широкой колеей - все эти факторы делали Зеро прекрасным воздушным бойцом. Вооружение тоже внушало уважение - две 20мм пушки и два 7.7мм пулемета, причем с хорошим боезапасом, с отличие от американских систем, где пулеметов много, а БК маленький. Ещё одним бонусом Зеро была его фантастическая дальность - Зеро можно было встретить в 1300 км от авианосца, и иметь веские подозрения, что после боя Зеро дойдет до своих. Благодаря таланту японских инженеров, вылизавших Зеро до идеала, его масса составляла всего 1640 кг пустого и 2410 - снаряженного. Взлететь с авианосца он мог при весе в 2800 кг, а рекордный вес при старте с земли - это 4200кг, перегонные полеты через океан. Правда, разбег перегруженному Зеро требовался чудовищный - до полутора км. В 40-41 годах Зеро превосходил одновременно по боевой скорости, скорости виража и вертикальному маневру все имеющиеся на Тихоокеанском ТВД самолеты. То есть от него нельзя было ни увернуться, ни удрать. Хитрые тактические схемы, типа "узора Тэча" требовали соотношения 1 Зеро на 2 американца. Но платой за такие боевые характеристики стала высокая уязвимость. Отсутствие бронеспинки кресла пилота, и непротектированные баки позволяли снять Зеро с неба одним удачным попаданием. Другой ахиллесовой пятой Зеро стал его двигатель Накадзима Сакае 12 мощностью 950 л.с., совершенный и вылизанный, он не имел никаких возможностей для модернизации. И когда американцы, взяв на вооружение принцип "с хорошим мотором и ворота полетят" (c) Туполев, выкатили на театр военных действий таких монстров как Грумман F6F "Хэллкэт", с движком мощностью сначала 2000, а потом 2400 л.с., Корвейр F4U "Корсар" с мотором в 2450 л.с. и чудовищный Локхид Р-38 "Лайтинг" суммарной мощностью почти в 3000 л.с. - Зеро начал проигрывать по тяговооруженности. Модернизировать 12 движок оказалось невозможным, модифицированный путем установки турбонаддува до 1500 л.с. Сакае 15 зачастую клинил ещё в первом вылете - прогорали поршни. Компрессорный 1130 сильный Сакае 21 не стал спасением, модификация А6М3 с ним лишилась феноменальной дальности первых Зеро. А модификация А6М5, с двигателем Сакае 22а мощностью в 1300л.с., призванная уменьшить потери пилотов и оснащенная и бронеспинкой, и бронестеклом, и протектированными баками, перевооруженная на 13.2мм пулеметы и все те же пушки - оказалась неспособной тягаться с новыми истребителями союзников, сохранив летные качества на уровне первых Зеро.
Спешные попытки создать путем глубокой модернизации самолет А7М с 2400 сильным мотором закончились ничем.
Зеро воевал до последнего дня войны. Наряду с Р-38 и Ме-109, это был самолет, выпускавшийся с первого до последнего дня войны.
Известно, что Япония предлагала Германии поменять несколько эскадрилий Зеро на Ме-109, но Гитлер отказался - ему нужны были самолеты для войны с Британией. Как известно, основная масса потерь немецких истребителей в Битве за Британию оказалась связанной с тем, что 109му не хватало топлива вернуться. Будь у Гитлера Зеро - и исход Битвы за Британию мог быть совсем другой. В свою очередь, совершенные и очень быстрые Ме-109 наверняка устроили бы разгром и разнос всему живому, что летало над Тихим океаном.
